Как ликвидировать ООО
31 августа 2020 16:23
// Бизнес-советы
В этой статье мы разберём подробнее как ликвидировать ООО, какие виды закрытия организации существуют в принципе, чем отличаются; узнаем, что понимают под банкротством, а так же рассмотрим последовательность действий при закрытии организации и некоторые специфические нюансы.
Решение о закрытии компании приводит непосредственно к выбору способа это сделать – организацию можно либо ликвидировать, либо реорганизовать. В этой статье мы рассмотрим первый вариант и расскажем, какие шаги нужно выполнить учредителям.
Ликвидация представляет собой различные этапы закрытия фирмы как на добровольной, так и на принудительной основе. Принудительное прекращение деятельности обычно инициируется налоговой службой, а вот добровольное – учредителями Общества. Иными словами, организация прекращает своё существование без возможности далее осуществлять свои права и обязанности. Запись об этом вносится в ЕГРЮЛ.
Рассмотрим подробнее, кто может принимать решения касательно закрытия Общества. В первую очередь это, конечно же, сами участники либо единоличный учредитель. Во вторую – все те подразделения и структуры, которые могут принудительно ликвидировать фирму.
Причины ликвидации ООО
Как правило, бизнесмены не могут просчитать все недостатки и нюансы перед открытием собственной организации. Это приводит к тому, что, столкнувшись с какими-либо проблемами, они понимают невозможность их решения и предпочитают закрыть фирму. Ниже мы разберём основные причины, способствующие принятию решения о ликвидации Общества:
· Изменяется вид деятельности компании. Учредители Общества наделены всеми имеющимися правами, поэтому могут принять решение о смене сферы деятельности, даже если она совершенно далека от той, что осуществляется сейчас. По закону сделать это возможно, однако необходимо в точности соблюсти регламент, который регулирует вопросы по внесению изменений в документацию Общества;
· Прекращается деятельность. По сути, данный пункт схож с первым, не отличие заключается в том, что деятельность Общества прекращается в принципе, без каких-либо альтернатив. Сюда же относят смену формы реализации своих идей;
· Ликвидируется по решению собственника. Создание Обществ пользуется популярностью, поскольку оно выступает юридическим лицом, а значит даёт владельцу возможность продать организацию тому, кто желает купить уже готовый бизнес. Поэтому если встаёт вопрос о продаже Общества – владелец ликвидирует фирму;
· Происходит реструктуризация, то есть владельцы или участники Общества решают, что им необходимо измерить подход к бизнесу и реорганизовать его системы вследствие каких-либо внешних или внутренних факторов;
· Организация обанкротилась. Как правило, невозможность уплаты долгов является наиболее распространенной причиной закрытия фирм. Если в Обществе нет средств на выплаты долгов, к ликвидации так же подключается процесс по признанию организации банкротом.
Причин ликвидации фирмы может быть гораздо больше, мы перечислили лишь основные. В большинстве случаев решение о закрытии фирмы принимается из-за нескольких факторов – наличия высокой конкуренции, низкого спроса на товары или услуги, отсутствия проверенных поставщиков и т.п. Но так же на деятельность Общества влияют и внутренние факторы – например, невозможность руководителя грамотно управлять сотрудниками, недостаток знаний в сфере бизнеса, плохое техническое оснащение и т.д.
В случаях, когда дальнейшая деятельность организации оказывается под вопросом, учредители начинают рассматривать вариант закрытия фирмы.
Виды ликвидации ООО
Законодательством предусмотрено несколько видов закрытия ООО – учредители фирм могут пойти либо по классическому, либо альтернативному пути прекращения деятельности.
Под классической ликвидацией компании понимается обычное закрытие фирмы – то есть погашаются все кредиторские задолженности, исполняются необходимые обязательства, руководитель складывает полномочия. . Получается, для того, чтобы фирма прекратила своё существование, не нужно выполнять какие-либо дополнительные процедуры.
Альтернативный способ как раз таки предполагает эти самые процедуры – например, смену учредителей или руководителя фирмы, реорганизацию путём слияния либо присоединения. Таким образом получается, что компания всё ещё существует на рынке, но её форма или даже деятельность изменились.
Порядок ликвидации
Если руководитель организации либо собрание учредителей приходит к мнению, что Общество необходимо закрыть, они должны выполнить определенный порядок действий, который мы рассмотрим ниже.
Добровольное закрытие организации осуществляется следующим образом:
1. Члены Общества поднимают вопрос о закрытии Общества и создают ликвидационную комиссию;
2. Налоговая служба уведомляется о начале ликвидации;
3. «Вестник государственной регистрации» извещается о закрытии Общества;
4. Уведомляются кредиторы;
5. Сотрудники и центр занятости предупреждаются о скором увольнении;
6. Организация готовится к вероятному проверочному визиту из ИФНС;
7. Составляется и подаётся в подразделение ФНС промежуточный ликвидационный баланс;
8. Организация оплачивает все имеющиеся долги;
9. Подготавливается ликвидационный баланс, распределяются активы Общества;
10. В ИФНС подаётся окончательный перечень документов.
Разберём каждый этап подробнее:
1) Процесс закрытия фирмы начинается с общего собрания участников – все они должны единогласно решить, что фирму необходимо закрыть. Подтверждает факт согласия протокол общего собрания членов Общества. Когда в организации имеется один учредитель – оформляется решение единственного участника. Затем создаётся ликвидационная комиссия, куда могут входить члены Общества, директор, бухгалтер и юрист и пр. Решается, кто будет руководителем комиссии. Иногда её единственным членом может стать ликвидатор – тот, кто будет иметь все полномочия на управление делами фирмы. Руководитель комиссии является представителем фирмы в суде и ответственным за действия, совершённые во время закрытия фирмы.
2) Уведомление налоговой службы. Здесь всё достаточно просто – после того, как будет принято решение закрыть фирму, Обществу даётся три рабочих дня на подачу документации в ИФНС – уведомления по форме Р15001, заверенного у нотариуса, а также протокола собрания членов Общества. Далее в течение пяти рабочих дней налоговой службой в ЕГРЮЛ вносится запись, что фирма проходит через стадию ликвидации.
3) Извещение ВГР о закрытии фирмы необходимо, поскольку публикация информации в СМИ позволяет узнать об этом всем контрагентам. Впоследствии фирма занимается урегулированием отношений и погашением долгов.
4) Уведомление кредиторов необходимо для того, чтобы они могли определиться со сроками выставления претензий к Обществу, а так же с требованиями к фирме. Как правило, для информирования рассылают заказные письма.
5) Уведомление сотрудников об увольнении происходит ровно за 2 месяца (лучше – больше) до закрытия организации. Руководство Общества делает рассылку писем, объясняя, что увольнение связано с прекращением деятельности фирмы. Кроме того, похожее письмо отсылается в службу занятости с информацией о сотрудниках. Центр занятости оповещается за 2-3 месяца. Всем сотрудникам выплачивается выходное пособие в виде средней месячной зарплаты, а также оказывается финансовая поддержка в виде зарплаты в двухмесячный период после увольнения. После этого готовится отчётность за сотрудников.
6) Подготовка к проверке не является обязательным условием, поскольку сама проверка носит выборочный характер. Тем не менее, на всякий случай можно проверить и упорядочить все денежные расчеты и отчётную документацию. Если проверка всё-таки проводится – компания не может перейти к следующему этапу ликвидации до тех пор, пока её не закончат.
7) Промежуточный ликвидационный баланс составляется уже после того, как фирма разберётся со всеми кредиторами. Как правило, баланс рекомендуется оформлять по принципу бухгалтерской отчётности и включать следующие пункты: сведения об имуществе Общества, данные о требованиях кредиторов, результаты их рассмотрения. После составления документа его утверждают на общем собрании и оформляют протокол. После этого в налоговую инспекцию предоставляется уведомление формы Р15001 и промежуточный ликвидационный баланс. В течение 3-5 дней ИФНС самостоятельно вносит запись в ЕГРЮЛ.
8) Долговые расчёты выплачиваются поочередно: сначала – граждане, за жизнь и здоровье которых Общество несёт ответственность; далее – работники по трудовым договорам, оплата обязательных платежей в бюджет и оплата внебюджетных расходов, оставшееся – выплаты кредиторам. В случаях, когда организации не хватает для этого средств
– она выставляет имущество на торги. Если даже после этого невозможно выплатить полную сумму долгов – учредители вправе подать заявление на признание компании банкротом.
9) Разработка ликвидационного баланса и распределение активов осуществляются уже после того, как будут выплачены все задолженности. В балансе указывают остаточные активы фирмы, которые необходимо распределить между членами Общества. Окончательная версия ликвидационного баланса рассматривается на собрании всех учредителей Общества, закрепляется в протоколе собрания.
10) Окончательный перечень документации подаётся после того, как все эти пункты будут выполнены. В пакете документов содержатся заявление формы Р16001, окончательный ликвидационный баланс и его протокол, ксерокопия чека на оплату государственной пошлины, а также справки об отсутствии долгов.
После подачи необходимых документов ООО ликвидируется – запись об этом вносится в ЕГРЮЛ, а руководителю фирмы выдаётся копия подтверждения этой записи. Затем в банке закрываются расчётные счета, уничтожается печать и сдаётся в архив вся документация.
Признание ООО банкротом
Банкротство разделяют на полное и упрощённое. Полное – когда организацию решают не закрывать, а её деятельность – восстановить. В случае с упрощённым банкротством Общество просто закрывается, а с руководства списывают долги.
Разумеется, списание долгов с любой организации невозможно – банкротство предполагает наличие веских причин: например, невозможность компании погасить имеющиеся долги или невозможность установления местонахождения директора Общества в течение определённого времени и т.д. Эти обстоятельства свидетельствуют о том, что фирма не может выполнить свои долговые обязательства и потому должна уведомить своих партнёров, контрагентов, работников и, главное, арбитражный суд о своём банкротстве.
Этапы банкротства
Признание компании банкротом начинается с подачи заявления в Арбитражный суд. Далее осуществляется анализ документации фирмы, делаются выводы о финансовом положении, предоставляют результаты суду.
В случае с полным банкротством суд выдвигает наиболее оптимальный способ помощи фирме – либо наблюдение, либо вливание финансов, либо назначение нового руководителя и т.п.
При упрощённой процедуре участники Общества:
· Проводят собрание, где поднимают вопрос о закрытии Общества;
· Распределяют роли – кто может выступить в качестве ликвидатора или кто может войти в состав членов ликвидационной комиссии;
· Устанавливают, что организация не обладает достаточным количеством финансовых ресурсов для выплат кредиторам;
· Направляют в Арбитражный суд заявление о признании Общества банкротом;
· Ожидают рассмотрения заявления.
Как правило, этот этап является заключительным для руководителей фирмы, поскольку далее деятельностью организации занимается конкурсный управляющий. Он назначается ответственным за конкурсное производство, оценку имущества организации, оплату долгов кредиторам и т.д., поскольку руководитель организации уходит с должности, а сама фирма признаётся банкротом.
Вне зависимости от выбранного способа банкротства процессы занимают около полугода.
Особенности процедуры ликвидации
По сути, закрытие фирмы имеет несколько особенностей, о которых необходимо знать:
· Руководство фирмы и учредители заранее должны быть готовы к тому, что процесс ликвидации длится не неделю и даже не месяц, а гораздо больше – от нескольких месяцев до полугода;
· Процесс закрытия организации невозможен без многочисленных проверок со стороны налоговой – её сотрудники будут осуществлять множественный пересмотр всей документации и отчётности, к чему нужно быть морально готовым.
Разумеется, все ситуации, связанные с ликвидацией ООО, сами по себе являются стрессовыми, поскольку предполагают подготовку многих документов, обращение в соответствующие структуры, переговоры с контрагентами и т.п. Несмотря на это, стоит оставаться спокойным – если зашёл разговор о закрытии фирмы, назад пути уже нет. Ваша задача сейчас –
собраться и самостоятельно разобраться со всеми делами компании, либо обратиться к специалистам.
В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев
Категории
Это интересно

Вступление в СРО
2 Специалиста НРС в подарок
Платите только взнос в СРО

Никаких бумаг и очередей!
Берём всю бумажную волокиту на себя